Занимательная география
  География - одна из древнейших наук человечества. Вот уже почти 5000 лет занимается она описанием стран, морей и океанов. Большинство из вас, безусловно, помнит ученого-географа Жака Паганеля - одного из героев популярного романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Еще более ста лет назад он выражал глубокую озабоченность будущим географии, тем, что на Земле вскоре уже нечего будет открывать. И, действительно, не утратила ли ныне древняя наука о Земле своего былого предназначения, не исчерпала ли своих возможностей, не превратилась ли в "извозчичью науку", которая была так неугодна мадам Простаковой из фонвизинского "Недоросля"? Нет! Ошибочная эта мысль, друзья! Только на первый взгляд может показаться, что география уже выполнила свою великую историческую миссию и не имеет перспектив развития, что она потеряла присущую ей когда-то романтику поисков и открытий. В действительности же развитие науки также бесконечно, как и бесконечны возможности познания природы. Казалось бы, что можно открыть еще на Земле в наше время? Хоть времена открытия "Америк" давно минули, все же слова известной песни о том, что на Земле уже нет "белых пятен", преждевременны. Посмотрите на карту: все ли вы знаете об Антарктиде, исследование которой вот уже несколько десятков лет проводятся учеными ряда стран? Более ста походов общей протяженностью свыше 100000 км осуществили по ее заснеженным просторам только лишь ученые бывшего Советского Союза. Издан первый в мире двухтомный "Атлас Антарктики", где внутри вчерашних "белых пятен" нанесено более тысячи новых географических названий. И все же неразгаданного и до сих пор достаточно. А ведь не раскрыв секретов шестого континента, мы не разгадаем тайн изменения климата и погоды планеты. К тому же 90% пресной воды, дефицит которой уже ощущается в различных регионах, сосредоточено именно здесь. Значительный вклад в раскрытие тайн Антарктиды принадлежит исследователям из СНГ. Немало таинственного скрывают тропические леса Южной Америки, пустыни Австралии, замкнутые горные области второго по площади на Земле острова Новая Гвинея, лесистые районы полуострова Малакка и другие. Что говорить, если казалось бы в давно исхоженной вдоль и поперек, плотно заселенной Европе, в которой мы с вами живем, еще до сих пор разыскивают какого-то доисторического дракона, обитающего будто бы в шотландском озере Лох-Несс, в джунглях Конго в Африке выслеживают другое загадочное существо - бронтозавра Мокеле-Мбембе, а в высокогорных областях Центральной Азии, и даже на лесистом севере Европы, ищут таинственного "снежного человека". Все кругосветные путешествия по нашей планете, начиная с первого - Магелланового, как известно, осуществлялись только в широтном направлении, т. е. с запада на восток, или наоборот. И вот, впервые в истории, английские путешественники Ранул Файнс и Чарльз Бертон осуществили уникальное кругосветное путешествие, обогнув нашу планету в меридианном направлении - через ее полюса. 2 сентября 1979 г. они отплыли из устья реки Темзы на небольшом судне "Бенджи Би" ("Бенджамин Боуринг") и взяли курс на юг вдоль нулевого меридиана. От северного побережья Франции пешком пересекли территорию этой страны, потом Испанию. Далее путь пролегал через пустыню Сахара, от Алжира на юг до столицы республики Кот ди Вуар - Абиджан. Потом на "Бенджи Би" они достигли города Кейптаун в Южной Африке, пересекли Атлантический океан и прибыли к побережью Земли Королевы Мод в Антарктиде. На специально сконструированных снегоходах путешественники двинулись в глубь ледяного материка и 16 декабря 1980 г. были встречены на американской станции "Амундсен-Скотт", расположенной на Южном полюсе. Интересно, что американская база на Южном полюсе, в отличие от остальных станций в Антарктиде, защищена от стихии металлическим куполом. Он достаточно велик и может вместить под свои своды 8 сборных домов с центральным отоплением. И зимой, когда температура падает до -80 гр.С его внешние двери закрыты. Всего за 66 дней на мотонартах путешественники пересекли Антарктиду, достигнув Земли Виктория. Отсюда, от мыса Ауэр, на своем судне, двигаясь вдоль 180-го меридиана, 3Р. Файнс и Ч. Бертон прибыли на Новую Зеландию, а далее пересекли Тихий океан и бросили якорь в американском порту Лос-Анджелес. Вдоль тихоокеанского побережья США и Канады путешественники дошли до устья реки Юкон на Аляске и по ней на судне достигли известного по романам Джека Лондона города золотоискателей Доусона, откуда опять-таки пешком добрались до поселка Йнувик в устье реки Макензи. Далее на моторной лодке достигли северного острова Канадского архипелага - Элсмир, где перезимовали в поселке Алерт. Отдохнув и набравшись сил, путешественники двинулись к Северному полюсу, которого достигли 11 апреля 1982 г. На заключительном этапе своей экспедиции Р. Файнс и Ч. Бертон на протяжении 99 дней дрейфовали на льдине до Шпицбергена, вблизи которого их снова подобрал "Бенджамин Боуринг" и доставил в Лондон 29 августа 1982 г. Это путешествие продолжалось почти три года. За это время было преодолено 56325 км. Человеческое мужество, удобство и прочность использованного путешественниками снаряжения и оборудования выдержали проверку. Рекордные кругосветные эпопеи Все мы, независимо от возраста и занятий, в большей или меньшей степени являемся пешеходами. Какое же расстояние проходит в среднем человек за всю свою жизнь, ежедневно шагая по Земле? Ученые, которые взялись ответить на этот вопрос, пришли к грустному выводу о снижении общей двигательной активности человека в наше время, что объясняется, в первую очередь, развитием разных видов транспортного сервиса. Если еще в начале нашего столетия человек за свою жизнь в среднем проходил расстояние 75000 км, т. е. совершал почти два путешествия вокруг света, то ныне "жизненный путь" нашего современника сократился до 24000 км и из года в год продолжает сокращаться. Именно развитием "болезни века" - малоподвижностью, так называемой "гиподинамией", объясняется тот печальный факт, что значительная часть населения нашей планеты имеет избыточный вес. А впрочем, все мы, земляне, даже самые малоподвижные из нас, в действительности вовсе не находимся в состоянии абсолютного покоя, как, возможно, кое-кто из вас думает, а беспрерывно мчимся с огромной скоростью даже тогда, когда, например, читаем, смотрим телевизор или спим. При этом мы одновременно, совершенно не ощущая этого, принимаем участие сразу в трех движениях. Во-первых, в обращении Земли вокруг своей оси. На широте, например, Парижа скорость этого движения составляет 900 км в час, а на экваторе - почти 1700 км. Таким образом, по истечении каждых суток мы совершаем, ни много ни мало, кругосветное путешествие. Во втором движении мы пролетаем на нашей планете, как на огромном космическом корабле, в среднем со скоростью 30 км в секунду или 108 тыс. км в минуту вокруг Солнца. И, наконец, в-третьих, вся Солнечная система обращается вокруг центра нашей Галактики со скоростью более, чем 220 км в секунду. Поэтому каждый из нас, даже находясь в состоянии покоя, по существу одновременно находится в бесконечном не только кругосветном, но и двух межпланетных путешествиях. Все мы, начиная от грудных младенцев, еще не умеющих ходить, до дедушек и бабушек включительно, хотим мы этого или нет, являемся в определенном смысле космонавтами. При желании, можно даже подсчитать, сколько километров каждый успел "налетать" как вокруг Солнца, так и в звездном пространстве. Подчеркнем лишь, что, если ежесуточно мы совершаем одно кругосветное путешествие, ежегодно - один виток вокруг Солнца, то из-за колоссальных размеров Галактики для облета ее совместно с Солнцем и другими планетами человеческой жизни не хватит, т. к. потребуется "всего лишь" 200 млн. лет. Вот что такое галактический год! Итак, все мы, земляне, являемся постоянными путешественниками. Однако, есть среди нас и такие энтузиасты, которые не в переносном, а в буквальном смысле путешествуют вокруг света и достойны того, чтобы их имена были зафиксированы в списках такого рода достижений. По утверждению "Книги рекордов Гиннесса" первое кругосветное пешеходное путешествие совершил некий Джордж Маттью Шиллинг (США). За время с 3 августа 1897 по 1904 г. Но первое официально зарегистрированное достижение принадлежит жителю города Уйсека в штате Миннесота (США) Дэвиду Кансту. Он отправился в путь 20 июня 1970 г., а вернулся домой 5 октября 1974 г. За это время Д. Канст прошагал через много стран на четырех континентах и сносил 22 пары обуви. Значительную часть пути он прошел вместе со своим братом, которого убили в Афганистане. В одиночку и за более короткий срок обошел земной шар другой американец - 32-летний Стив Ньюмен из города Бетел (штат Огайо). За 4 года (1983-1987) он преодолел путь длиной 36200 км и прошел по территории 22 стран Европы, Африки, Азии, Австралии, и Северной Америки. Из города Бостона, куда Стив пришел, естественно, пешком, он отправился самолетом в Ирландию, затем морем в Великобританию, далее по Европе, странам Северной Африки, Ближнего Востока, Пакистану, Индии, самолетом в Австралию, которую пересек с запада на восток, потом самолетом до Сан-Франциско, а оттуда опять-таки пешком до Бетела. Его шагомер показал свыше 40 миллионов шагов. Как истый турист, чтобы документально подтвердить свое достижение, Стив просил мэра каждого города, через который он проходил, расписаться и завизировать свою подпись печатью в специальном путевом журнале. Возможно, чтобы "реабилитироваться", как бы соревнуясь со Стивом Ньюменом, его неугомонный соотечественник Дэвид Канст в декабре 1987 г. совершил новое путешествие. На сей раз он первый прошел пешком строго вдоль всего экватора - его сухопутной части - 23300 км и пересек 13 стран на 4-х континентах. Для этого ему понадобилось 4 года 3 месяца 16 дней и 21 пара обуви. Свыше 30 тысяч км пробежал вокруг планеты 24-летний английский журналист Генри Уилсон, который стартовал в Лондоне 1 мая 1986 г., стремясь стать первым человеком, который осуществит кругосветное путешествие трусцой. На своем пути он снимал видеофильмы и вел во время передышек дневник для будущей книги "Бегом по планете". К тому же он подрабатывал чтением лекций и... мытьем окон. Однако, когда супермарафонец почти уже заканчивал маршрут, пересекая Соединенные Штаты, случилось непредвиденное: какие-то злоумышленники в самом центре Нью-Йорка ограбили сопровождавшую его автомашину, и Уилсон остался без одежды, денег, документов и всех материалов для будущей книги. Большое кругосветное путешествие на велосипеде совершил за 1500 дней 24-летний французский студент из города Нанси - Ив Бонне. Он проехал 75000 км, причем его путь пролегал через все природные пояса от тропического до полярного. Своеобразный рекорд велосипедного марафона установил английский велосипедист Уолтер Стоул. Он путешествовал по миру целых 17 лет, проехав 640000 км. За это время на него 7 раз нападали грабители, 23 раза его обкрадывали и один раз арестовывала полиция. Более 16 лет продолжалось кругосветное путешествие индийца Ашока Кума- ра на мотоцикле. Он отправился в дорогу в апреле 1971 г. За это время А.Кумар проехал около 400000 км, посетив 150 стран Азии, Африки, Европы, Америки и Австралии. По пути он делал длительные остановки, чтобы подремонтировать мотоцикл и заработать на продолжение своего путешествия. Дважды он едва не погиб, попав в серьезные дорожные аварии в Уругвае и на заснеженных дорогах Финляндии. Что и говорить, нелегко даются путешествия! Его имя, "как самого большого любителя путешествий на мотоцикле", занесено в "Книгу рекордов Гиннесса". Первое длительное путешествие верхом вокруг Земли осуществила в 1982-1986 г.г. наездница из Сирии Аднау Азау. За 3 года и 7 месяцев она проскакала свыше 35000 км по странам Европы, Африки, Азии и Америки. Свыше 200 стран насчитывается на Земном шаре. Побывать в каждой из них является недостижимой мечтой, наверное, каждого истинного географа. Именно таким человеком стал Джорджо Рикатто из итальянского города Турина. Его имя занесено в "Книгу рекордов Гиннесса", ибо сделать это, пожалуй, намного труднее, чем совершить кругосветное путешествие. Посудите сами: Д. Рикатто пришлось не только преодолевать значительные трудности, связанные с далекими пешими переходами, а и многие бюрократические препятствия при пересечении государственных границ. И все же самым неприятным, по словам путешественника, было то обстоятельство, что ему приходилось снимать чуть ли не каждый свой шаг, так как его фоторепортажи были единственным средством заработать деньги на продолжение путешествия. В его фотоархиве насчитывается свыше 130 тысяч снимков, которые составляют весь его капитал. Свое первое путешествие Д. Рикатто совершил в 1962 г., когда вместе с приятелем объехал на мотороллере все государства средиземноморского бассейна. Затем было первое морское кругосветное путешествие, продолжавшееся 15 месяцев. Постепенно путешествия стали для Д. Рикатто смыслом жизни. Ныне на карте мира практически не осталось мест, где не побывал этот неутомимый путешественник. Ведь за плечами 53-летнего Д. Рикатто около 3 миллионов километров сухопутных, морских и воздушных дорог! А это рекордное путешествие на рейсовых самолетах осуществил житель столицы Бельгии Бруно Лионен. За 11 месяцев он дважды обогнул земной шар, посетив 109 городов в 52 странах. При этом он стал обладателем самого длинного в мире авиабилета, который к концу его путешествия достиг длины - подумать только - 13 метров и веса 1 кг. Неизвестно, правда, в какую сумму обошлось Лионену такое путешествие. Самым популярным человеком в Канаде в 1986-1987 гг. был признан Рик Хансен из города Ванкувера. И не без оснований! То, что совершил Рик Хансен, является подвигом, который по плечу лишь личности, бесспорно, незаурядной. За 26 месяцев, с 21 марта 1985 г. по 22 мая 1987 г., он преодолел расстояние примерно в 40 тыс. км. То есть, по сути, совершил кругосветное путешествие по 34 странам земного шара, побывав на четырех континентах. Вы спросите, что же здесь удивительного в наш век множества необычных путешествий. А то, что все свое путешествие длиной в 40074 км Хансен проделал в... инвалидном кресле, полагаясь лишь на силу своих рук и поддержку сопровождающих. Решившись на подобный подвиг, Хансен, человек с парализованными ногами, преследовал гуманные цели. Он намеревался в ходе путешествия создать фонд средств для финанстрования научных исследований в области лечения подобных больных. За счет пожертвований отдельных лиц и организаций им было собрано 10 млн. долларов - серьезная помощь ученым-врачам в их исследованиях. Кроме того, Рик Хансен стремился доказать всем тем, к кому судьба от- неслась также немилостиво, как к нему, что возможности человека, стойкость его духа, даже в столь сложных обстоятельствах, безграничны. "Я считаю, что все мы, как бы ни была тяжела наша участь, должны относиться ответственно к своей жизни", - утверждает Хансен, попавший в 15 лет в автомобильную катастрофу и оказавшийся затем прикованным к инвалидному креслу. Хансен описал свое путешествие в книге "Человек в движении". Завершить рассказ о рекордных кругосветных путешествиях нам бы хотелось, обратившись к знаменитому писателю-географу Жюлю Верну. Как ни удивительно, но в наш век все время возрастающих скоростей совершить путешествие вокруг света теми средствами транспорта, коими пользовался герой романа "80 дней вокруг света" Филлеас Фог, уложившись в этот срок, невозможно. Дело в том, что в наше время отсутствуют не только многие описанные писателем рейсы, но и транспортные средства. К этому выводу пришли английские географы совместно со специалистами из всемирно известных железнодорожной и морской компаний Кука и Ллойда. Но даже, если сделать исключение для путешественника, то, по расчетам ученых, в наше время, пользуясь всеми названными в романе транспортными средствами, Филлеас Фог, безусловно, проиграл бы пари, так как опоздал бы на 22 дня. К еще более неутешительным выводам пришли сотрудники лондонской газеты "Санди таймс". На основании изучения современных транспортных справочников они установили, что повторить подобное путешествие можно, учитывая трудности с оформлением документов на границах, не менее чем за 202 дня. Это уже не говоря о том, что стоимость транспортных расходов путешественника сейчас по сравнению с XIX в. возросла более, чем в 30 раз! Однако, если пользоваться только одним, но скоростным видом транспорта, например, автомобилем, можно намного перекрыть бумажный рекорд Филлеаса Фога. Так, всего 39 суток 7 часов и 15 минут весной 1992 г., как записано в "Книге рекордов Гиннесса", хватило супругам-автолюбителям из Индии Саоло и Нинис Чоудри для преодоления кругосветного маршрута в 40500 км по шести континентам планеты. Ежедневно на пути к рекорду, несмотря на жару, снег или густой туман, им приходилось преодолевать не менее 1200 км. Как рассказывали путешественники, наиболее сложным отрезком маршрута была Австралия. Наличие там огромного количества кенгуру, их внезапные прыжки, часто заставляли уменьшать скорость и быть очень внимательными, чтобы избежать аварии. Отметим, что это достижение стало возможным благодаря тому, что маршрут автопробега был заранее согласован с властями стран, через которые он проходил. Поэтому индийским автолюбителям не нужно было оформлять документы при пересечении границ государств. К тому же путешественникам не приходилось совершать многочисленные пересадки на другие виды транспорта и зависеть от расписаний их движения. Под ветром дальних странствий Кроме кругосветных пешеходных путешествий, отметим еще несколько необычных супермарафонов, на наш взгляд, не лишенных интереса. Одно из таких путешествий по всем островам Индонезии (а их по последним подсчетам насчитывается 17508!) осуществила индонезийская учительница географии Сабарик. Только в 1986 г., через 17 лет (!) - в 66-летнем возрасте - возвратилась путешественница в родной дом в Джакарту. За это время она сносила 70 пар обуви. Длительный, почти в 5000 км марафон по Западной Африке, от столицы Алжира до столицы Республики Кот-д'Ивуар - Абиджана, за 9 месяцев осуществили супруги Жерар и Сильвия Ваше в 1985 г. При этом 41-летний Жерар преодолевал весь маршрут бегом, а Сильвия ехала за ним на велосипеде. 3/4 их пути проходило через пески пустыни Сахара, где в это время жара, даже ночью, достигала 40 гр.С, а днем в тени 57 гр.С. А казахский бегун Марат Джеланбаев пересек Сахару в 1992 г. за 24 дня, проделав 1700 км. Он похудел на 5 килограммов. Четыре года продолжался велопробег по странам Латинской Америки двух французских путешественников Кристиана Роллана и Эвелин Брешо. 25 января 1984 г. они стартовали в Бразилии в надежде поближе познакомиться с культурой, традициями и образом жизни латиноамериканцев. По слова путешественников, они "открыли для себя целый мир - малоизвестный и не всегда понятный европейцам". Они пересекли территорию 12 стран, проехав свыше 40,5 тыс. км, сменив в пути 30 комплектов шин. 22 индийских штата и три соседние с Индией страны за 4 года пересек на велосипеде житель штата Карнатака К. М. Балакришна Рао, проделав путь общей длиной в 71000 км. Цель этого путешествия, которое началось в 1983 г., как и предыдущего, заключалась в том, чтобы поближе познакомиться с культурой, обрядами и традициями различных народов. При этом путешественнику пришлось пережить немало опасных приключений. Однажды, например, Рао захватили мятежники из племени нага, которые еще и в наше время торгуют людьми. Но, к счастью, он был освобожден индийскими солдатами. Потом путешественника обокрали, а в завершение - он попал в руки разбойников, которые нередко еще встречаются в Индии. Но, к их чести, когда они узнали о благородной цели неутомимого путешественника, то сразу отпустили его. Свыше 200000 км, то есть пять экваторов, проехал на велосипеде за 25 лет украинский путешественник Валерий Заславский. Он объехал всю Украину, пересек территорию бывшего СССР от Калининграда до Читы и от Куш- ки до Мурманска, посетил много стран Европы. Наиболее трудными для не- го были путешествия по Тянь-Шаню и Памиру, когда ему пришлось преодолеть 15 горных перевалов в 1985 г., а также в 1991 г. от г. Кушки через Красноводск, Гурьев, Астрахань, Киев. На его счету более ста велосипедных путешествий. Интересное путешествие вдоль Великой Китайской стены осуществили за два года (1984-1986) трое молодых энтузиастов из китайского города Чанчунь. Они преодолели 6450 км. Как заявили китайские ученые, путешественники внесли неоценимый вклад в исследование этого гигантского памятника древнего зодчества. Они вернулись домой с подробными дневниками экспедиции и 7000 фотографий. Особенную ценность представляют фотографии более ста ранее неизвестных старинных надписей. А в 1987 г. англичанин Уильям Линдсей за 74 дня, не считая перерывов на отдых, совершил пробежку трусцой по главному участку стены длиной 3460 км. За это время он износил 3 пары спортивной обуви. Англичанин Джордж Миген стал первым человеком, которому удалось пересечь с юга на север всю Америку. Быший капитан британского торгового флота в одиночку прошел пешком 35213 км от самого южного на Земле аргентинского городка Ушуая на южном побережье Огненной Земли до бухты Прадхо-Бей на арктическом побережье Аляски за неполных 7 лет, с 26 января 1977 г. по 18 сентября 1983 г. Его достижение зарегистрировано в "Книге рекордов Гиннесса". Рассказывая о своем путешествии на географическом факультете Нью-Йоркского университета, Миген отметил: "Если бы не поддержка простых людей - аргентинских гаучо, перуанских индейцев, мексиканских крестьян, канадских фермеров, я, наверное, не смог бы довести намеченное до конца. В тяжелые моменты они делились со мной куском хлеба и кровом. Я глубоко благодарен им за все". Многие люди группами и в одиночку достигали Северного полюса, но первым среди них, наверное, следует считать японца Наоми Уемуру. Это пу- тешествие 1978 г. он описал в книге "Один на один с Севером". Вот уже свыше 40 лет совершает на велосипеде свои одиночные путешествия в отдаленные уголки нашей планеты француз Жозеф Карнель. Особый размах приобрели они после его ухода на пенсию. Тогда он осуществил первое трехлетнее путешествие вокруг света протяженностью 42000 км, а за ним другое в 32000 км за два года. Третье - пролегло через острова Мадагаскар, Маврикий, а также Австралию и Таити. В его паспорте визы более 50 стран. Пожалуй, репутацию чемпиона непосед заслужил, проживающий в Италии, журналист Яцек Палькевич. Где он только не побывал во время своих путешествий за последние 20 лет! В 1973 г. Палькевич совершает свое первое путешествие по бассейну реки Юкон в Канаде, маршрут которого был навеян рассказами его любимого писателя Джека Лондона. В следующем году он пересек Сахару, а в 1975 г. в одиночку, стартовав в Дакаре, переправился через Атлантический океан на пятиметровой шлюпке "Пати", без радио, без приборов для определения координат, т.к. не имел еще тогда достаточно средств, чтобы их приобрести. Он получил премию итальянских журналистов за "Рейс года". Потом ветры дальних странствий увлекали его на острова Полинезии, в путешествия по Амазонке, по Экваториальной Африке, по Юго-Восточной Азии, по Карибскому морю, по Вьетнаму, опять в Сахару и снова в полную загадочных тайн Амазонию, по Андаманским островам, через труднопроходимые джунгли острова Калимантан (Борнео), а в 1987 г. он совершает восхождение на один из высочайших пиков Гималайских гор - "восьмитысячник" Аннапурну. В 1988 г. Яцек Палькевич снова путешествует по Амазонке, по ее среднему течению, где в непроходимой сельве обитают племена, до сей поры не познавшие "благ" цивилизации. Сейчас Яцек Палькевич широко известен. После каждой своей экспедиции он выпускает очередную книгу. Кроме того, большой популярностью пользуется его единственное в мире учебное заведение с оригинальным названием "школа на выживание". От желающих поступить в нее поистине нет отбоя, хотя курс обучения очень сжатый и насыщенный, рассчитанный всего на неделю, стоит немало - около 500 долларов. Яцек, являясь одновременно и директором, и главным преподавателем, учит слушателей, как выходить из различных испытаний, возникающих в трудных условиях походной жизни, когда приходится рассчитывать лишь на себя. Например, как найти в пустыне воду, добыть без спичек и зажигалки огонь, точно сориентироваться и выйти в нужную сторону и т. д. и т. п. В 1989 г. неутомимый путешественник осуществил свою мечту, совершив зимнее путешествие по Сибири, от Якутска до Оймякона, протяженностью 1200 км, из коих 700 на оленьих упряжках при температуре 45-53 гр.С ниже нуля с выходом к полюсу холода. Словом, вся жизнь Я. Палькевича - это неоконченное путешествие в поисках новых племен, исчезающих культур и уникальных пейзажей. Тем более, что прежде чем стать журналистом, он был морским офицером, искателем алмазов, капитаном яхты, летчиком. В 1975 г. он в одиночку пересек Атлантику на спасательной шлюпке. Оригинальный круиз совершил 75-летний Франтишек Рахмановский из чешского города Дечина. После выхода на пенсию бывший речник сменил судно на ствол дерева, на котором в 1990 г. проплыл по европейским рекам 2200 км. А это "путешествие" достойно регистрации в "Книге рекордов Гиннесса" как курьезное. Осуществил его в 1986 г. индонезиец Сейфул Бахри на острове Ява. Он преодолел расстояние в 800 км..., пятясь спиной вперед. Потом, как признался путешественник, ему долгое время приходилось прилагать немало усилий, чтобы ходить, как все люди. Не менее оригинальным было "путешествие" некоего Иоганна Хурлингера из Австрии, прошагавшего 1400 км из Вены в Париж за 55 дней... на руках. И наконец такое же расстояние от городка Алигархадо до Джаммы (Индия)... прополз в течение 15 месяцев 32-летний Джегдиш Чандер. Пять лет продолжалось путешествие на велосипеде вдоль границ бывшего Советского Союза журналиста из Владивостока Валерия Шаронова, начатое в 1982 году. Путь его пролегал по Дальнему Востоку, Сибири, Средней Азии, Закавказью, Крыму, Прибалтике и далее от Мурманска вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Шаронов проехал через все бывшие союзные республики, посетив географические центры Азии и Европы. Он свыше 10 раз пересекал Полярный круг. Общая протяженность пути равнялась двум окружностям земного шара по экватору, то есть двум кругосветным путешествиям. Этот велосипедный сверхмарафон В. Шаронов преодолел на специально изготовленном на Харьковском заводе для испытаний в экстремальных условиях спортивном велосипеде. Журналист выступал с лекциями в городах и поселках, через которые он проезжал, печатал отчеты о своем путешествии в районных газетах. Однако следует сказать, что первым проехал вдоль границ бывшего СССР почти за 60 лет до В. Шаронова камчатский спортсмен Глеб Травин. За это достижение в свое время Травину было присвоено звание "мастер спорта". Но путь Травина был значительно короче, чем у Шаронова, т. к. проходил вдоль старых границ. Наконец, большой пробег вдоль границ бывшего СССР совершили ветераны Отечественной войны и труда Петр Петрович и Розалия Степановна Басовы. Начав свой маршрут в Мурманске в День Победы 9 мая 1986 г., они преодолели свыше 32000 км, износив 10 пар обуви и несколько спортивных костюмов. Их не остановили ни зной среднеазиатских пустынь, ни морозы Сибири, ни ливни Приморья. Двигались Басовы трусцой, толкая перед собой специально сконструированную коляску со снаряжением, а зимой на лыжах. Водные преграды они форсировали на попутных лодках. Пробег свой они осуществили за собственный счет. Финиш состоялся на их родине в Санкт-Петербурге в год 45-летия Победы, в 1990 г. Этому необычному сверхмарафону способствовали многочисленные тренировки и личный опыт Петра Петровича, который еще в 1984 г. совершил пробег через всю Россию от Ленинграда до Владивостока. Мы познакомили вас лишь с некоторыми из энтузиастов-путешественников, ведь их всех не перечесть. По разным землям и весям проходили маршруты их путешествий, различными были как длительность, так и способы передвижений, но объединяет их неуемная увлеченность к перемене мест, желание к познанию нашей планеты, сплочению народов, стремление к дружбе и прочному миру на Земле. Безусловно, все они и их последователи с полным правом могут повторять слова великого русского писателя И. А. Гончарова: "А жизнь прекрасна еще и тем, что можно путешествовать!" Так давайте путешествовать, друзья, хотя бы по страницам этой книги и ваших географических атласов. По морям и океанам Большую популярность в наше время приобрели не только сухопутные, но и морские путешествия. Вспомним хотя бы знаменитые плавания известного норвежского ученого Тура Хейердала на "Кон-Тики", "Ра I", "Ра II", "Тигрисе". Однако, в отличие от перечисленных, большая часть последних экспедиций имеют не столько исследовательский, сколько сугубо спортивный характер. И все же о некоторых из них хочется кратко рассказать, так как они, безусловно, по праву принадлежат к необычным. Впрочем, начнем с одного путешествия, преследовавшего сугубо научные цели. Это большая международная экспедиция на выдолбленной из целого ствола дерева индейской лодке-каноэ по Амазонке и Карибскому морю, которую совершила группа ученых во главе с видным кубинским географом и этнографом Антонио Нуньесом Хименесом. Стартовав в январе 1987 г. в верховьях Амазонки и преодолев на веслах более 16 тыс. км сначала по реке, а потом по Карибскому морю, ученые успешно достигли конечного пункта своего путешествия - первого участка суши Нового Света, на который предположительно свыше пяти столетий назад ступил первооткрыватель Америки Христофор Колумб. Как подтверждают участники экспедиции, этот эксперимент пролил свет на важный этап в истории коренного населения Америки, так как доказал, что далекие предки индейцев Карибского бассейна могли приплыть туда на каноэ с берегов Амазонки. Казалось бы, в наше время трудно удивить кого-либо не только групповыми, но и одиночными плаваниями на небольших суденышках и даже на плотах по бурному океану. И все же необычным следует считать путешествие 34-летней австралийки из Сиднея Кэй Котти, которое она завершила в 1988 г. Она стала первой в мире женщиной, совершившей одиночное кругосветное плавание на небольшой 11-метровой парусной яхте без единого захода в порт. За 189 дней Котти покрыла расстояние в 44000 км. Кэй - опытная яхтсменка, по профессии конструктор парусных лодок. Вызывает уважение тот факт, что она пустилась в опасное плавание не только ради доказательства своего мореходного умения и силы духа, но также с целью сбора средств в пользу сиднейского центра распространения знаний, занимающегося посредством просвещения молодежи борьбой с такими пороками, как алкоголизм, курение и наркомания. Но первое официальное одиночное женское плавание совершила Кристина Хойновская-Лискевич (Польша). Выйдя из испанского порта на Балеарских островах Лас-Пальмас 28 марта 1976 г. и двигаясь в западном направлении, она вернулась сюда 21 марта 1978 г. Опасное аналогичное одиночное кругосветное путешествие без захода в порты совершил известный болгарский мореплаватель Донче Папазов на небольшой парусной яхте "Тивия". Стартовав из столицы Аргентины Буэнос-Айреса 29 декабря 1987 г., он возвратился туда же 13 июня 1988 г., преодолев за 164 дня 18000 морских миль. Хотя по своей протяженности и длительности это путешествие уступает достижению Кэй Котти, отметим, что оно проходило в самых грозных для мореплавателей "ревущих сороковых" и "неистовых пятидесятых" широтах, то есть по "невозможному пути", по образному выражению одного аргентинского адмирала. Здесь обычной нормой погоды считаются почти постоянные штормы, а волны подчас достигают 32 м высоты (почти с 11-этажный дом). Сам отважный путешественник вспоминал впоследствии: "Здесь большую часть пути меня преследовали сильные ветры и штормы. Представьте себе необозримое бушующее водное пространство, белое от пены, пронзительный свист и вой ветра. Огромная волна идет прямо на тебя... Вдруг чувствуешь, что яхта ныряет мачтой вниз. Спустя пару секунд она опять в нормальном положении, но ты не знаешь, что осталось от мачты, а ведь это единственное, что может направить тебя к берегу. Не знаешь, что осталось на палубе после волны, грохочущей как реактивный самолет. Единственное, что ты знаешь наверняка, если придет настоящая беда, никто не поможет: суда в эти воды почти не заходят. В довершение заметим, что в 50-х широтах начинается зона айсбергов, хоть они, правда, здесь редки, но чувство от того, что в любой момент можешь на них натолкнуться, не слишком оптимистичны..." Яхта Папазова, к счастью, лишь дважды переворачивалась. Интересно, что в 60-е годы вокруг света проплывали англичане - сначала известный Френсис Чичистер, а затем Робин Нокс Джонсон. Однако лишь частично они пересекали "ревущие сороковые". Следует назвать также и российского путешественника 39-летнего жителя дальневосточного порта Находка Федора Конюхова. Выйдя 28 октября 1990 г. из австралийского порта Сидней на 11-метровой яхте "Караана", он в одиночном плавании мимо мысов Доброй Надежды и Горн обогнул земной шар и через 224 дня вернулся обратно в июне 1991 г. без захода в попутные порты. Заметим, что в визитной карточке Ф. Конюхова записано "профессиональный путешественник". Оказывается, в наше время есть такая профессия. И это действительно так: до этого своего достижения он совершил более тридцати других. Ходил по пути Беринга, прошел Чукотку на собаках, на велосипедах проехал всю страну от Находки до Санкт-Петербурга, совершил три похода на Северный полюс и др. Есть у Ф. Конюхова заветная мечта: трижды обойти земной шар и столько же раз побывать на Южном полюсе. Вот что рассказал путешественник о своей океанской кругосветке: "Я разные видел штормы - и на Севере и в Тихом океане: большая волна, зыбь. Но тут мне казалось, что я попал в гигантскую стиральную машину. Все время было ощущение, что моя яхта несется с крыши многоэтажного дома в пропасть. Я боялся, что она превысит свою скорость и просто перевернется через нос. И такие ураганы преследовали меня на всем пути. Когда я проходил "ревущие сороковые", я думал сойду с ума - такой стоял грохот: рев волн, гул в парусах... Вообще океан не любит ленивых. Даже если он дает тебе чуть отдохнуть, потом требует отдачи троекратно. Когда идешь в тропиках - это широта двадцать третья - утром тихо-тихо, по воде будто масло разлито, яхта чуть качается на волнах. А с обеда начинает парить, появляется дымка, и с двух-трех часов такой обрушивается шквал, что только поворачивайся. Только успевай убирать, менять, ставить паруса. Вода с небес льется стеной". За время этого путешествия Федор Конюхов похудел на 15 килограммов. А 46-летний француз Жерар д'Абовиль впервые в истории человечества в одиночку пересек Тихий океан на весельной лодке за 134 дня. С 11 июля до 22 октября 1991 г. он преодолел 10000 км от японского городка Теси до такого же маленького порта Ильвако в устье реки Колумбия (США). Правда, эта лодка длиной в 8 м была специально изготовлена из сверх- легких и сверхпрочных материалов. К тому же благодаря системе балластов она обладала удивительной устойчивостью, хотя по принципу "ваньки-встаньки" при переворотах, а их в течение плавания было 30 (!), постоянно возвращалась в исходное положение. С собой путешественник захватил, кроме приборов, немалый запас продовольствия - 160 кг различных сухих смесей. Пресная же вода вырабатывалась им с помощью специального опреснительного устройства, приводимого в движение весельной греблей. Учитывая, что мореплавателю пришлось сделать свыше 5 миллионов гребков, отсутствием питьевой воды он не страдал. "Это был кромешный ад, - рассказывал д'Абовиль о своем путешествии, - в течение всего плавания я попадал из шторма в шторм". А один раз он чуть не погиб, буквально вышибленный волной из лодки, которую с трудом догнал. Особенно трудн