Главная » Статьи » Cтатьи

На велосипеде во Владивосток

Евгений Остапенко, на велосипеде во Владивосток

Мои читатели наверняка уже ознакомились с заметкой про мегавелопутешествие Остапа из Москвы во Владивосток. Невероятно, но сегодня герой этого приключения стал гостем моего сайта. Евгений Остапенко, добравшись до Абакана под Новый Год, решил взять тайм аут на несколько месяцев, чтобы весной продолжить продвижение к Владивостоку.

Виктор Котовский. Добрый день, Женя!

Евгений Остапенко. Добрый день, Виктор.

ВК. Так как я знаю, что текущее велопутешествие у тебя далеко не первое, то наверно, спрашивать о причинах, побудивших отправиться в дорогу, не имеет смысла. Кто путешествовал, тот знает, что это наркотик, без которого жить становится невозможно. Давай я тебя спрошу о выборе направления. Почему Россия, почему Владивосток?

ЕО. Этот маршрут считается классикой в России. В Советском Союзе, когда практически все были невыездные, это было классическим маршрутом для проверки своих дальнобойных качеств: доехать до Владивостока.

ВК. А не было ли скучно, ведь согласись, это довольно однообразная дорога, без частой смены визуального фона. Шоссе, грузовики, дальнобойщики. Или это не так?

ЕО. Присутствовали, конечно, однообразные участки пути, но я не испытывал скуки, потому что на стоянках было столько общения с живыми людьми, что иногда даже не удавалось написать дневной отчет или просто поспать. В любом месте можно было остановиться, и всегда тебя окружали доброжелательные люди, которым хотелось узнать что-нибудь про тебя.

ВК. На мой взгляд, велотуризм больше подходит людям, направленным вглубь себя, интравертам, потому что нужно подолгу оставаться один на один со своими мыслями. Ты такой, или наоборот, общительный?

ЕО. Я — разный. Когда я в путешествии кручу педали, то сконцентрирован на своих задачах, хочу сохранить темп, чтобы удерживаться в графике. И мне не очень нравится, когда люди меня останавливают, чтобы сфотографироваться, или что-то спросить.

Остап в Харькове

ВК. А твое продвижение было четко привязано к графику, или все же было в большей степени спонтанным?

ЕО. По разному. У меня изначально был план, сколько я должен проехать за сутки, но не всегда его удавалось придерживаться. Конечно, привязка была, потому что в каждом месте, где я планировал ночевать, у меня были какие-то точки: гостиницы, вписки и т.д.

ВК. Маршрут был серьезно проработан еще дома, или он прорисовывался в процессе путешествия?

ЕО. Да, еще в Москве была проделана большая работа, проработаны дневные километражи, точки ночевок, контактные данные. Также собрал информацию, как проходить границы, даже то, что нужно говорить на таможне, а что нет. Сам понимаешь, у каждого государства свои правила и особенности.

Разумеется, иногда я не мог проехать столько, сколько запланировал, например, шел дождь, или я долго писал отчет за день, и не выспался. Тогда приходилось импровизировать на месте.

ВК. Женя, скажи вот такую вещь: можно ли путешественника считать нормальным человеком? По своему опыту и опыту знакомых мне путешественников я вижу, что психика очень сильно деформируется в плане отхода от социальных норм. Какое твое мнение на этот счет?

ЕО. Ну конечно, это не нормальные люди. Нормальные люди едут в Египет или Турцию на две недели в all inclusive. А не нормальные с одной стороны — это те, кто вообще никуда не вылезает, хоть у них, может быть и есть средства, и с другой стороны мы, которые ездят в дальнобой на велосипедах. Ну, есть еще и вообще крайняя грань — которые пешком путешествуют, или бегают, такие тоже есть.

Хотя я всегда говорю, что шаг от нормальности до ненормальности очень короткий, допустим, я никогда бы не мог подумать, что начну зимой путешествовать на велосипеде. Когда я ехал от Саратова до Волгограда, мне все встречаемые люди говорили: «пару лет назад тут проезжал на велосипеде один армянин, в феврале». Я кивал головой, но про себя думал, что он сумасшедший. Зачем человек поперся из Якутска, зимой, на велосипеде?

Мне вообще было сложно понять этот зимний велосипедизм. Я заходил в магазины, смотрел на шипованные велопокрышки, и думал, это ж насколько нужно любить велосипед!

Остап на Минеральных Водах

ВК. А ты вообще сам, велосипедист? Ну, в том смысле, это твое хобби или велосипед для тебя только средство передвижения в путешествиях?

ЕО. Велосипед — это оптимальный способ передвижения. В детстве у меня был велик, но это было давно. Потом в 35 лет я купил велосипед, чтобы ездить на работу, и на пятый день меня сбили. Я понял, что нужно смотреть в другую сторону, и узнал, что люди ездят в велопоходы, в путешествия. Так понемногу все и началось. Велосипед своим хобби назвать не могу.

ВК. А чем увлекался до этого?

ЕО. Сноуборд, горные лыжи, параплан,

ВК. То есть, на Веломании ты человек в большей степени случайный. Ты же, наверно, знаешь, какое там отношение к велосипедам: фетишизм, феншуй, колечководство.

ЕО. Для меня самое главное, чтобы было надежно. Ко всему остальному я отношусь спокойно. Я читал отчеты наших и зарубежных кругосветчиков, видел их статистику по техническому износу, и поэтому примерно представляю, сколько тысяч километров какое оборудование сможет протянуть. Я считаю, что в велосипеде для дальнобоя должно быть оборудование на уровне Deore и немного выше.

ВК. Женя, а у тебя же велосипед сгорел, это так?

ЕО. Да, в Ташкенте, в гараже у людей, у которых я останавливался. Я так и не понял, было это умышленным поджогом или случайным совпадением. Я начал разбираться, но это вызвало неудовольствие принявших меня людей. Они мне выплатили деньги за велосипед, поэтому я дальше не вникал.

ВК. Раз зашел разговор про деньги, банальный вопрос: сколько всего потрачено?

ЕО. Когда я рассчитывал бюджет, то планировал потратить на всю дорогу до Владивостока не более шести-семи тысяч долларов. Но когда подвел баланс, сумма шокировала даже меня самого — двадцать тысяч. Когда с карточки снимаешь наличные, то сложно проконтролировать, что куда ушло, поэтому итог несколько удивляет.

Остап в троснике

ВК. Где было дороже всего?

ЕО. В европейской части России. Я посчитал, что до Астрахани у меня был среднесуточный расход около 1800 рублей. В Азии все гораздо дешевле, в Сибири тоже не так дорого. К тому же, во второй половине путешествия я уже получил некоторую известность, поэтому передвижение для меня стало дешевле: люди приглашали пожить бесплатно. Это сильно помогало.

ВК. 20 тысяч долларов и девять месяцев пути! Мои читатели сейчас подумают, что ты богатый человек!

ЕО. Нет, я не богатый человек, просто жизнь в Москве позволяет специалисту свободно заработать такую сумму. Я бы даже сказал, что зарплата моя ниже среднего уровня, если учитывать мой возраст.

ВК. А чем ты зарабатываешь на жизнь?

ЕО. Я компьютерщик, в сфере телекоммуникаций.

ВК. Ты уволился с работы, чтобы осуществить это путешествие?

ЕО. Нет, самое интересное, что меня отпустили в отпуск за свой счет. Вдобавок, в Барнауле и Абакане мне даже удавалось поработать удаленно над проектами нашей компании.

ВК. Так вот для чего ты брал с собой полноразмерный ноутбук!

ЕО. Конечно. Мне для работы нужен достаточно мощный компьютер, нетбук или планшет не подойдет. Вдобавок, у меня с собой была полнокадровая зеркальная камера, на которую я снимаю в raw, а чтобы их обработать, опять-таки нужен ноутбук.

Остап в ГаванеВК. От техники вернемся к людям. Что ты скажешь о тех гражданах, которые в интернетах пишут о том, как бы они хотели попасть в такое путешествие, что завидуют тебе белой завистью. Но ты явно понимаешь, что они никогда не сдвинутся с места. Зачем тогда говорить… Тебя такое не раздражает?

ЕО. Нет, я отношусь к таким людям совершенно спокойно. Завидуют, ну и пусть завидуют. Я всегда говорю, что будь у меня семья и дети, то не было бы этих путешествий. Вряд ли я смог бы потратить на себя те же двадцать тысяч долларов, или бросить семью на девять месяцев без средств к существованию.

ВК. Опыт других путешественников показывает, что одно другому не мешает. Если чего-то на самом деле хочешь, то обязательно сможешь осуществить.

ЕО. Да, это так, но просто если есть семья, то сложнее начать путешествовать. Наверно именно это и сдерживает многих людей. Они вроде и активные, но их активность уходит на зарабатывание денег и обустраивание своего гнезда. Поэтому я понимаю тех людей, кто говорит, что завидует моим странствиям, но не может поехать сам. Мне с одной стороны в этом смысле повезло, а с другой как бы и нет.

ВК. Любое дальнобойное путешествие делится на некие тематические части, по восприятию, по ландшафтам, по населению. Как бы ты разделил свою дорогу?

ЕО. Я разделил бы ее на европейскую часть России, северо-западный Казахстан, плато Устюрт и Аральское море, Узбекистан, южный Казахстан, Киргизия с озером Иссык Куль, осенняя часть России от казахской границы до Барнаула, и наконец, зимняя часть, до Абакана.

ВК. Ты явно чувствовал разницу между этими регионами, или это просто смена названий?

ЕО. Разница не такая, если ты сядешь на самолет и улетишь в Японию, но эти переходы чувствуются.

ВК, А какая страна в Азии тебе больше всего понравилась?

ЕО. Узбекистан. Я ощущал там какое-то душевное спокойствие. Я был там в первый раз еще при Советском Союзе, и сейчас, во второй раз это место меня не разочаровало. Хотя я должен сказать, что местному населению там живется не сладко. Особенно это касается некоренного населения. Если ты очень редкий специалист, в сфере, где нет конкуренции с населением основной национальности, то ты можешь попасть на хорошую работу. А если на место претендуют национальные кадры, то даже не думай. И это относится ко всем странам Средней Азии.

ВК. Очень знакомо, у нас в Эстонии все примерно также, разве что все по-европейски и с улыбкой.

ЕО. Но быть там гостем очень хорошо, люди гостеприимные.

Остап на АлтаеВК. Что было с авто трафиком? Где на дорогах хорошо, а где плохо? Какие были проблемы с водителями? Ведь для нас, велосипедистов, это очень важно — как к нам относятся автомобилисты. Я по России никогда не ездил, поэтому с трудом представляю, что там происходит.

ЕО. Те дороги, которые расходятся от Москвы, это просто какой-то кошмар. Через пару сотен километров магистраль переходит в двух полосное шоссе, а трафик не уменьшается. С легковыми автомобилями проблем нет, а вот грузовики доставляют беспокойство. И тут интересная зависимость: чем дороже и новее грузовая машина, чем на более дальнее расстояние она едет, тем корректнее ее водитель относится к велосипедистам. Он особо не торопится, у него шайба, незачем гнать. Проблема с местным грузовым транспортом. Они везут навоз из одной деревни в другую, и почему-то всегда куда-то несутся.

Еще тяжело воспринимать обгон себя праворульной машиной. Водитель видит дистанцию между собой и велосипедистом, но мне очень неприятно наблюдать в зеркало заднего вида, как такая машина проходит почти впритирку. Я постоянно слежу за дорогой, тут не до скуки или прослушивания музыки.

Особенно плохо с культурой водителей в Киргизии. Там вообще безвластие, я писал об этом в отчете. Ночью я бы там никому не посоветовал ездить, разметки нет, автомобили ездят с дальним светом. Были опасные моменты, когда я просто не видел поворота из-за ослепления. Если дорога позволяет поддерживать высокую скорость, то водители как будто входят в транс, и снижать скорость рядом с велосипедистом они не будут. Это в Азии и в Сибири так. Очень опасно.

А в европейской части России у водителей какая-то злоба, агрессия на велосипедистов. Бывало, грузовик, пытаясь меня обогнать на скорости, чуть не переворачивался, его аж заносит. В чем смысл?

ВК. Откуда такой негатив?

ЕО. Может быть, это злость от неудач в жизни. Он видит, на каких машинах ездят другие люди, а тут какой-то непонятный велосипедист еще мешает жить. На нем надо все выместить, на другую машину ведь не наедешь, это может по карману ударить.

Остап в Курске

ВК. Давай вернемся к психологическим вопросам. Я уверен, что моим читателям интересно, что ты за человек, и какие эмоции испытывал. Расскажи, не было ли у тебя в дороге моментов отчаяния, когда всё плохо, весь мир против тебя.

ЕО. Я могу на это счет сказать, что никогда нельзя поддаваться панике, что бы не случилось. Отчаяние никогда не появляется на ровном месте, оно всегда назревает. Нужно почувствовать его первые ростки, и сразу задавить. Я говорю себе, что это не самое сложное, сложное еще будет впереди. Всегда имеется выход, из любой ситуации, даже если сейчас кажется, что его нет. Я просто знаю себя, знаю, как сохранить контроль, не поддаться панике. И никогда это не перерастало в неконтролируемую ситуацию.

У меня были в жизни моменты, когда вместо паники я мобилизовал свои возможности, и выходил из трудных ситуаций. Например, падая с парапланом, в одну секунду вспомнил все, чему меня учили, и остался жив. Ну, и повезло тоже, конечно. Был еще случай, в детстве, я проваливался под лед. Там тоже смог проявить стойкость и здравый смысл, не поддался панике, нашел более толстый слой льда и выбрался на берег. Мой организм лучше работает в стрессовой ситуации, не болеет, нет никаких депрессий. Поэтому моменты отчаяния мне не знакомы, я всегда уверен, что смогу найти решение.

ВК. Хорошо. Теперь перейдем к бремени славы. На данном временном отрезке ты знаменит, пусть и в узких кругах. Как ты к этому относишься?

ЕО. Отношусь совершенно спокойно, с улыбкой и долей скептицизма. Сегодня знаменит, завтра нет. Это не та известность, когда узнают на улице.

ВК. А что ты скажешь по поводу ответственности за тех людей на форуме, которые читали твою тему? Они ведь хотели продолжения шоу, любой ценой. А ты взял, и не доехал до Владивостока?

ЕО. Для начала скажу, зачем я вообще открыл тему на Веломании. Предыдущие мои путешествия очень тяжело дались моим близким: маме и брату. Я лишь отправлял им смс, но они не могли толком представить, что со мной и где я. Поэтому в этот раз я решил убить двух зайцев: во-первых, подробно описывать родственникам свой путь, а во-вторых, иметь возможность в случае надобности попросить у веломанцев информационной поддержки. Так и получилось, нашлись люди, которые помогали советом и информацией.

  А насчет ответственности перед читателями, то когда мне нужно было прерывать путешествие, я никоим образом не пытался соответствовать чьим-то ожиданиям. Были попытки разогнать меня до Байкала, но у меня есть свой график, свое чувство дистанции, опасности и риска. Я не нашел мотивов, чтобы ехать до Владивостока, в сорок градусов мороза. Я не готов так себя испытывать, по крайней мере, на данном этапе. Кто знает, может быть через год или два…

Остап на Чукотке

ВК. А зачем вообще ты ушел в эти леса, снега, если была возможность ехать по асфальту на велосипеде, через Кемерово, пусть и делая крюк? Это был какой-то вызов, или здесь есть практический смысл?

ЕО. Я сразу скажу, что я ни на грань не отступил от того маршрута, который у меня был заложен. Эта дорога изначально была включена в мой путь. Я изучил много материалов и отчетов по этой местности, но только никак не предполагал, что окажусь там зимой. Но мне сказали люди, что если я хочу пройти именно этим маршрутом, я должен сделать это сейчас. Потому что снег там будет лежать еще до июня, а я хочу возобновить свой путь уже в апреле. Июнь — это слишком поздно, чтобы начать ехать, скажем, из Барнаула.

К тому же, ехать по асфальту девятьсот километров через Кемерово мне уже не было интересно. Я поездил на велосипеде зимой, а пешком с санками через перевалы еще не ходил.

ВК, То есть, в основе лежал практический смысл, а не вызов себе?

ЕО, Определенная доля вызова тут тоже присутствует. Точнее, вызов появился тогда, когда исчез последний след снегохода. Спасатели в каком-то смысле меня подвели. Мы договорились, что контрольный срок перехода шесть суток, но спасатель почему-то появился сначала раньше, а потом позже срока. Я не совсем понимаю, почему он так делал, может быть, потому что договаривался я с МЧС частным порядком. Они сразу сказали, что я для них — это головная боль, и лучшее, что они для меня могут сделать, это отговорить.

ВК. А вообще, у тебя был какой-то опыт зимних походов?

ЕО. Я не могу назвать себя особо опытным, но какие-то зимние походы у меня уже были. Однако с ночевками в такой мороз я столкнулся в первый раз. Я много изучал тему выживания зимой, например, как делать нодью — костер из длинных бревен, которые должны греть палатку по всей длине. В одном месте я вышел к заброшенному поселку, где можно было разобрать остатки строений на дрова, и той ночью в палатке было очень тепло. Спальник опять-таки у меня очень хороший, теплый.

Самой большой проблемой для меня было потение. Мне приходится очень сильно с этим бороться. Одевал четыре слоя, но как только идешь в подъем, так организм сразу выделяет литры пота. А снять верхний слой нельзя — продувает. И вот так, к концу дня все четыре слоя насквозь мокрые, хоть выжимай.

ВК. А что ты чувствовал, когда ушел от цивилизации, в снега, в леса? Не было ли депрессии, чувства потерянности или одиночества?

ЕО. Нет, я точно знал, что мне делать сейчас, через день, послезавтра. Никаких депрессий, наоборот, мобилизация сил.

ВК. Ну хоть тяжело-то было? А то мои читатели подумают, что у тебя легкая прогулка была.

ЕО. Были тяжелые моменты. Пришлось даже бросить все свое снаряжение, чтобы вообще дойти до людей. Потом пошел обратно, за первой частью багажа. Было очень тяжело, буквально не мог ступить последние три шага, ноги не сдвинуть. Снегопад, вьюга. Потом вытащил и остальное.

ВК. Я помню этот момент на веломании, когда от тебя пропала связь. Чего только люди тогда не написали, всякой чуши. Хорошо, что модератор все вычистил.

ЕО. А зря, кстати, мне было бы интересно все прочитать. Даже и чушь. Пусть люди высказываются, говорят что угодно в рамках правил. Для этого я и открыл эту тему.

Остап в ПавлодареВК. Давай снова к деньгам. Отсутствие, или скажем, недостаток денег — это реальный стоп-фактор для путешественника? Например, не было бы у тебя этих двадцати тысяч, а было пять, ты бы все равно поехал?

ЕО. Дело в том, что жить без денег — это искусство. Я когда эту фразу услышал, мне стало интересно, как это так. И человек мне объяснил, что сколько бы у вас не было денег, вы все равно их потратите. Будет меньше денег, и вы найдете способ, как прожить, потратив меньше. Этот разговор был про Индонезию, Малайзию и весь тот регион. И он живет там, путешествует, ничего не тратя. Еще такая вещь — самое неправильное в дороге говорить, что ты атеист. Какой бы религии ты не принадлежал, это везде примут, но только не атеизм. Очень важная мысль.

Также для путешествий очень хорошо иметь какую-то специальность, не связанную с современными технологиями. Например, художник, сапожник, что-то связанное с деревом, металлом. Это поможет даже не заработать денег, а просто сделать что-то нужное для людей, вызвать их симпатию. Тогда они помогут тебе, ты сможешь переночевать бесплатно, может быть, тебя покормят. Например, путешественник Владислав Кетов еще и художник, это помогало ему прокормить себя в дороге. Я тоже думал, чем можно было бы заняться, чтобы не возить с собой много инструмента, и остановился на профессии сапожника.

ВК. Женя, я так понимаю, ты собираешься развиваться в этом направлении. Что дальше?

ЕО. Во-первых, я хочу закончить это путешествие, доехать до Владивостока. А также меня грызет червячок, тянет в такие страны, как Грузия, Азербайджан, Иран, Пакистан, Индия. Даже было бы интересно ехать в обратную сторону, из Индии в сторону дома. Я пока еще не знаю, что за формат будет у этого путешествия.

ВК. Но это будет велосипед, или может быть мотоцикл, или вообще автостоп?

ЕО. Это будет велосипед. Самый оптимальный способ передвижения.

ВК. А в каких странах ты уже побывал в велоформате?

ЕО. Я был в Крыму, был на озере Селигер, потом 2100 км по Кубе, и из Москвы на Кавказ 2200км.

ВК. А я слышал, что ты еще был в Африке, поднимался на гору Килиманджаро.

ЕО. Это был почти «матрасный» тур. 
Сначала шесть дней поднимались на Килиманджаро, потом сафари по национальным паркам и затем — сплав по верховьям Нила. 
Ничего особенного. На Кили поднимаются даже люди, никогда не бывшие в горах до этого.

Категория: Cтатьи | Добавил: yasnpol (2015-12-29)
Просмотров: 723 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar